2010/08/17

поход в Карпатах

фотоальбом: Шипот - Боржава - Синевир - Молода

Харьков, конец июля, прогноз на неделю +42, без дождя. В Карпатах +25..+30, дожди каждый день. Сборы в Карпаты: тёплый свитер не беру, беру смалец вместо сала и тушёнки, и спирт.

Билет на ужгородский поезд до Воловца. Жаркое утро, в плацкарте окна открыты. Нас 3е, 4е место свободно и на это место билет не продали. Всего нас 4ро, 4й присоединяется в Киеве, его место в соседнем вагоне. Звоним, едем. Вода и семечки, разговоры не заканчиваются.

Сэм - капитан и навигатор нашей группы, прекрасно готовит. Это его мечта - автономный поход дней 10-14 в Карпатах. Маршрут примерный: водопад Шипот - Синевир, далее на Говерлу.. по карте ~100км. Время есть, а там посмотрим.

Сергей умудрился всё уместить в "Ермак", давно я не видел таких рюкзаков.

В вагоне жарко. Среди ночи появляется 4й пассажир плацкарта. Дилемма: может следовало уступить женщине нижнее место? Не успел проснуться и подумать - впорхнула на 2ю полку как бабочка. Килограмм на 150. Привела проводника, он как-то спиной сумел закрыть окно. Душно и страшно, вдруг 2я полка не выдержит.. Вышла ранним утром.

Воловец. Кто-то где-то упоминал прямую тропу до водопада Шипот, 12км. Протопали пешком в (укр.)Гукливий. Тропу на Шипот не нашли. Надоело, сели на автобус, доехали в (укр.)Пилипець, тут указатель "Шипот 5км".

Шипот. Красиво. Стали на поляне над водопадом. Общались с местными индейцами, пили травяной чай с черникой. Рассказали нам рецепт напитка (укр.)Карпатські Зорі:) Травяной настой смешивается с молоком, доводится до кипения, разводится алкоголем, употребляется горячим. Пропорции чай/молоко/алкоголь - 1/1/1, мёд по вкусу, посиделки под зоряным небом гарантируются. Отдельно запомнился парень с маунт-бордом. Утром собрались и поднялись на Боржаву.

(укр.)Полонина Боржава. Поднялись на хребет Боржаву, на севере - гора Стой, нам на юго-восток. На украиноязычной карте гора подписана "Стій", а украиноговорящие местные называют "Стой". Много местных сборщиков черники со скребками. Один парень, глядя на наши рюкзаки, выдал: "это вы так отдыхаете?!":)

И потопали мы вдоль по Боржаве, намереваясь свернуть на Межгорье. Встречали других туристов, больше иностранцев: чехи, поляки. Один день попали под дождь, мокрое тепло. Топали-топали, Межгорье проскочили. На 4й день с Боржавы спустились к Вучково, это ближе к концу хребта. Тут я немного подвернул ногу.

Вучково - село на трассе, есть 3 магазина торгующих всем кроме табака. Докупили разных сладостей и какао. Перешли по мосту реку и начали подъём в сторону горы Мерша. Видели косулю на водопое, метров за 20. Наш навигатор Сэм не держался троп и дорог, на пути в тот день было несколько крутых косогоров, которые мы штурмовали с помощью всех имеющихся конечностей. Склоны 30-60° завалены буреломом, крапива переплетена малиной и ежевикой. Подвёрнутая нога больше мешала на спусках чем на подъёмах, дальше весь поход ходил с посохом. На следующий день нога уже не беспокоила. Ручей как дорога лучше чем косогор. Перевалили гору Мерша и вышли к деревне (укр.)Дешево. Дождь.

Замечательная хозяйка Мария из деревни Дешево! Мы топали и топали под дождём. А на ужин свежее молоко, овечья брынза, сало, картошка. Стояли за деревней на лугу. Утром молоко и свежепечёные жирные коврижки.

Через Перевал вышли в Синевир. Сначала село, магазин. Целый день топали по дороге. Национальный природный парк Синевир. Музей лесорубов (новый). К вечеру добрались до озера. В вике пишут про большое озеро, на картах в том же синевирском парке озеро (укр.)Озірце выглядит больше раза в 3. Дорога ведёт к синевирской поляне, тут за проход к озеру берут плату. До самого озера асфальтированный подъём, много людей, какие-то гонщики из свадебного кортежа.. Озеро огорожено. Купаться, ловить рыбу нельзя. Сеанс связи, по телефону нам рассказывают какая кругом жара. Полюбовались озером и ушли на гору.

Возле озера состоялась корректировка нашего маршрута. Переход Шипот-Синевир занял 5 дней, 100км по прямой до Говерлы требуют много больше недели:) Решили идти в сторону села (укр.)Осмолода - конечный пункт на трассе.

Лесные дороги, ручьи и тропинки, мимо пункта Свобода. Очередной карточный казус с названиями. На нашей карте населенный пункт Свобода на Слободском ручье. На местных указателях - Слобода.

Мы вышли на хорошо размеченный туристический маршрут (укр.)Східно-Карпатський Шлях. Сверившись с картой потопали на самую высокую в окрестностях гору (укр.)Молода.

По пути попадались грибы. Брали маслят и белых. На Украине из губчатых ядовит только сатанинский, местное название (укр.)ригач или чёртов гриб. Никогда его не видел. Наверное, всё-таки попался. 2е из 4х участников отравились. У одного рвота часа через 4 после ужина, другой спал нормально, но следующий день мучился отрыжкой. В другой раз местный грибник показал такой гриб, который мы взяли как масленка - отличают по более толстой ножке и быстрому посинению царапин.

Гора Молода. Море неснятой черники:) А ещё ночёвка перед подъёмом. Огромные звёзды на ясном небе и раздуваемый ветром костёр. Все костры в этом походе требовали постоянного поддува, даже из смолистых ёлок и тисов. На вершине выложено камнями "2010 ТЕРНОПІЛЬ", от себя добавили "ФАЙНО", это ж так звучит..

Топали-топали и притопали в Осмолоду. Тут нас подобрал таксист, возвращавшийся в Ивано-Франковск. Это был 9й день от начала похода.

Впечатлений море. Например, я давно так не наедался малины:) Очень вкусный хлеб. Люди нам встречались доброжелательные. Не смотря на разный уровень владения украинским языком мы легко общались с местными жителями, которые говорили с нами по-украински (некоторые по-русски), а между собой на каком-то непонятном нам языке:) Вообще, люди гораздо открытее, чем в Харькове. На улицах нет глухих заборов, перед каждым домом цветник. Мы в горах не раз видели вещи грибников и сборщиков ягод, оставленные просто возле дороги. Картины не только радужные, вокруг посёлков мусорные свалки. Дерева там ни на что не жалеют, ни на дома ни на дрова. Народный автомобиль ЗИЛ-131 в каждом 10м дворе. Под дождь попали 2 раза, местные говорят про каждодневные ливни.

Возвращение. Фотограф Сергей остался гулять по Западной Украине. Целый день гуляли по Киеву. Здравствуй, жара.